Приключения грации и суперламбананы в Ливерпуле

Количество достопримечательностей в Ливерпуле зашкаливает за все разумные пределы, однако похоже, что все туристы в городе заняты ровно двумя делами: опустошением пивных стаканов в квартале Каверн — в том пабе, где дала своей первый концерт группа Битлз, и розыском по всему городу странных скульптур под общим названием Суперламбанана.

Настало время рассказать подробнее о суперламбананах, или, если перевести на русский — суперягнянах.

Суперламбанана — это гибрид ягненка (lamb) и банана (banana) — отсюда и название. Оригинальную суперламбанану создал в 1998 году Таро Чиезо — японский художник, проживающий в Манхэттене. Таро подготовил 10-сантиметровую скульптуру к выставке ArtTransPennine Exhibition, с целью указать на опасность, которая заключается в генной инженерии.


Суперламбанана была тесно связана с историей Ливерпуля, так как ягнята и бананы были самым распространенным грузом в портах города. Этот факт привел к тому, что идея была подхвачена четырьмя местными скульпторами, которые создали пятиметровую копию и поместили ее возле здания Royal Liver Building, легендарного архитектурного сооружения в Ливерпуле.

Здание Royal Liver Building является частью знаменитого комплекса из трех административных зданий в порту Пир-Хед (Pier Head).

Вместе эти три здания называются «Три Грации» (Three Graces). Они признаны ЮНЕСКО памятником всемирного наследия и являются символом города Ливерпуль.

Я вообще-то думал создать для трех граций отдельный пост, но в сущности и о суперламбананах я хотел рассказать в конце, а не в начале. Вообще рассказы о Великобритании получаются какие-то уж совсем хаотичные, поэтому шут с ним. Итак о Royal Liver Building.

Строительство здания началось в 1908 году. Это первое сооружение в мире, для которого использовали железобетон — до тех пор считалось, что здание подобного дизайна из железобетона построить нельзя. Закончили строительство в 1911 году, и до 1932 года 90-метровый Royal Liver был самым высоким зданием в Европе, а до 1961 года — в Великобритании.

Как можно заметить, здание с двух сторон увенчано часовыми башнями, диаметр которых 7,6 метра — это больше, чем у Биг Бена. Часы соорудили для того, чтобы проплывающие по реке моряки могли узнать точное время — тогда в часы для каждого, а тем более в смартфоны очевидно мало кто верил. Вначале их называли «Геогианские часы», так как запустили их именно в то время, когда началась коронация Георга V — 22 июня 1911 года. На часовых башнях расположены мифические ливерпульские птицы (Liver Bird).

С птицами связаны три легенды. Первая самая банальная — ливеры берегут жителей города, как на суше, так и на море. Вторая уже интересней — она гласит, что как только мифические птицы улетят, то город перестанет существовать, и именно поэтому птиц приковали. Третья легенда еще прекрасней — когда мимо зданий проход девственница или по-настоящему честный человек, то птицы машут крыльями. Британцы, о юморе которых давно можно слагать песнопения, иронизируют, что птицы не махали крыльями с тех пор, как их установили на здании)

Честно признаюсь — когда я проходил мимо здания, птицы мне приветственно крыльями не помахали. Так что несмотря на мое признание, очевидно моя честность все-же подвергается сомнению. Но горевать по этому поводу у меня особо времени нет, поскольку мне надо рассказать еще об остальных двух грациях.

Не нашел дневного кадра, так что разнообразим ночным. Здание слева (и посредине среди трех) — Cunard Building. Считается самым «некрасивым» из трех и наименее знаменитым.

Построили Кунард между 1914 и 1917 годами в смешанном стиле Итальянского Ренессанса и Греческого Возрождения. Вдохновением послужили итальянские дворцы (мне Кунард до боли напомнил здания на площади Унита в моем обожаемом Триесте. Здание построено из Портлендского камня, как и ратуша Кардиффа, и третий собрат на площади — Port of Liverpool Building.

Здание ливерпульского порта построили между 1904 и 1907 годом (то есть оно было первое из Трех Граций) в стиле Эдвардианского барокко — как и упомянутая выше ратуша Кардиффа, и ратуша в Белфасте, например. Если с какого-либо перепугу кому-то это интересно — подробней об эдвардианском барокко речь пойдет, когда мы доберемся до Манчестера, ибо там этот стиль представлен крайне обстоятельно. На самом деле, как я уже писал, все должно было быть наоборот, так как в Манчестере я был до Ливерпуля, но не суть. Вернемся к Зданию Ливерпульского порта.

Из-за купола здание сравнивают не только с ратушей Белфаста, но и с Капитолием в Вашингтоне, собором Св. Петра в Риме и Св. Павла в Лондоне. Неплохая компания. Как и Кунард, здание богато орнаментировано. Центральный вход украшен статуями двух женщин, символизирующих торговлю и промышленность, а над входом находятся рельефные скульптуры судов изобилия. Внутри здание Ливерпульского порта богато украшено морскими эмблемами — якорями, кораблями, раковинами и изображениями Посейдона и русалок. Главные ворота порта украшены Глобусом, который поддерживают дельфины. А вот и три здания во всей красе.

Чуть не забыл — во время Второй мировой войны в подвале здания взорвалась бомба, что существенно отразилось на его внешнем виде. После войны здание ливерпульского порта отреставрировали, причем реставрация по цене обошлась дороже, чем строительство самого здания. Ну а напоследок — три здания в одном фрейме и во всей красе.

Ну а теперь, после этого долгого архитетурно-лирически-грациозного отступления, вернемся все-же к нашим суперламбананам (и каламбур почти удался — ибо ламбанан от барана недалек!).

Оригинальная суперламбабана №2 была полностью желтого цвета, и она «перемещается» по городу — время от времени ее устанавливают в новом месте. К слову — я ее так и не нашел, хотя знал, где по слухам она находится. Однако мы опять уходим в сторону. В 2008 году Ливерпуль был избран культурной столицей Европы. В честь этого события местные художники создали 125 миниатюрных (относительно) суперламбанан, и разбросали их по всему городу.


Многие из них расположеные все в том же порту


Некоторые ходят парами. Ну или квартетами, как самая легендарная ливерпульская четверка.


Кстати раз уж мы опять о пунктах №1 и №2 — их следует соединить в обязательном порядке. Поэтому представляю на ваше обозрение святое — Суперламбанану Битлз!!!


Нашел я ее неподалеку от любимого паба Джона Леннона Йе Краке, о котором рассказывал в прошлом посте. Рядом была еще одна красивая суперягняна.

По русски их больше любят называть «Бананоягненок», но согласитесь, это уж как-то совсем не интересно. Вот суперягняна — совсем другое дело!

Подробней историю Суперламбанан можно прочитать в Музее Ливерпуля

Музей Ливерпуля находится тут же, в порту Pier Head

Музей открылся в 2011 году, заменив Музей Ливерпульской жизни. О само здании уже сил нет рассказывать, скажу только, что оно выполнено в лучших традициях архитектурного модерна. Одна лестница внутри чего стоит.

Здесь нам расскажут, что в течение десяти недель орды урукхаев суперламбанан заполонили улицы города

И предложат карту, при помощи которой — если у вас имеется достаточно времени и терпения — можно отыскать всех до единого генноинженерных мутантофф.

Что еще можно найти в Музее Ливерпуля? Например рельеф все той же мистической ливерпульской птицы Liver Bird

Образ этой птицы использовали в городской печати еще в 1350 году — в наши дни первая печать находится в Британском музее. Название впервые использовал в 1668 году граф Дерби, когда передал городскому совету булаву с выгравированным изображением «ливерпульской птицы». В 1797 году College of Arms — главное учреждение Великобритании в вопросах геральдики — утвердила Liver Bird официальным гербом Ливерпуля. Во всем том же 2008 году футбольный клуб Ливерпуль попытался зарегестрировать птицу своим гербом и использовать на футболках игроков, но в мэрии воспротивились такой наглости, и постановили, что Ливерпульская птица принаддлежит всем без исключения жителям города. Так что не обломилось футболистам радость. А мы полюбуемся видом на «Три Грации» из окна музея.

Кстати я обнаружил в Музее Ливерпуля и иудаику (внезапно).

Раньше эти украшения свитков торы использовали в синагоге на Принцесс-роуд. Оказывается в Ливерпуле есть знаменитая синагога, здание которой, к тому же, представляет архитектурный интерес, но увы, я так до нее и не добрался, хотя и планировал(

Скульптуры Строителя и Архитектора! Кстати насчет строительства и архитектуры — в музее Ливерпуля рассказывают очень любопытную историю (по крайней мере мне, как человеку помешанному на соборах она была безумно интересна), о том, как в Ливерпуле хотели построить второй по величине собор в мире.

Вдохновителем идеи были архиепископ Ричард Дауни и архитектор сэр Эдвин Лютиенс. Этот макет, под названием «Собор мечты» они подали на рассмотрение городской комиссии в 1932 году. Дауни и Лютиенс хотели, чтобы Ливерпуль соответсвовал статусу города мирового масштаба, и хотели укрепить в нем римско-католическую общину — особенно после того, как над всем городом начал маячить знаменитый ливерпульский англиканский собор, построенный в 1904 году.

Про Англиканский собор я, само собой, расскажу отдельно, а пока вернемся в мир фантазий. По подсчетам Дауни и Лютиенса, строительство Собора мечты займет около 200 лет. Планировалось, что он будет даже больше чем собор Св. Павла в Лондоне, и будет уступать в размерах только главному католическому собору мира — Св. Петра в Риме. Ему даже нашли место.

И показали, как он будет вписываться в общий ландшафт города.

Архиепископ Ричард Дауни боролся за свой проект все тридцатые годы, даже несмотря на тяжелый экономический кризис, который постиг и Ливерпуль после краха американской биржи в 1929 году. Но ничего не помогло. Строительство так никогда и не нчалось, хотя слухи о нем циркулируют до наших дней, и многие жители города мечтают об этом сооружении. «Это был бы самый великий собор Великобритании, построенный лучшим архитектором королевства», — написал в 2007 году в Гардиан известный журналист Джонатан Глэнси.

Должен сказать, что даже макет собора впечатляет, и я бы уж точно не отказался увидеть воплощение этого проекта в жизнь. Ну а теперь ювелирным движением пера завернем к концу. За макетом собора мы можем увидеть еще одну спрятанную Суперламбанану. Да да, вон она, за машинкой.

Под конец расскажу, что главная суперламбанана оказывается Ливерпулю не принадлежит — городской совет оставил права на нее самому скульптору, который думал продать ее Манчестеру — вы можете представить себе что-то более ужасное для жителей Ливерпуля?)). В итоге после долгих переговоров было решено, что автор оригинальной копии Лжулиан Тэйлор сделает новую реплику, котора останется в городе на 80 лет. А сам оригинал Чиезо сможет продать на аукционе. Вот так рождаются современные легенды. В наши дни суперламбананы уже давно являются неотъемлемой частью ливерпульского ландшафта. А раз уж мы об этом:

Красивый город, неправда ли?

Источник

 

          твиттер вк фейсбук лайвжурнал Подписывайтесь:
comments powered by HyperComments
Talissman

Talissman

Присоединяйтесь к команде авторов - присылайте свои материалы на почту darisa.ru@gmail.com и мы обязательно познакомим наших читателей с Вашим и впечатлениями о путешествиях, событиях и Вашими фотографиями! )